Режиссер Перегудов представит «симфонический цирк»

5

В Российском академическом Молодежном театре (РАМТ) состоится премьера экспериментального спектакля Егора Перегудова и Петра Айду «Петя, Волк и Володя-музыкант». Они определили его жанр как «симфонический цирк». В основе постановки — либретто музыкальных сказок «Петя и Волк» Сергея Прокофьева и «Володя-музыкант» Леонида Половинкина. У этих произведений, созданных 85 лет назад по заказу Наталии Сац для Центрального детского театра, разная судьба. Если шедевр Прокофьева стал настоящим хитом и завоевал сцены по всему миру, то партитура Половинкина ни разу не исполнялась вне стен ЦДТ. В РАМТе решили объединить оба творения.

В новой постановке «Петя, Волк и Володя-музыкант» Егор Перегудов и Петр Айду развивают экспериментальные и авангардные идеи своих великих предшественников. Тут и оркестр Персимфанс (Первый симфонический ансамбль без дирижера) — объединение музыкантов, художников и исследователей, которые исполняют музыку вне авторитарной системы привычного оркестра. Таким образом, исполнители превращаются в соавторов, все решения принимаются в процессе свободных дебатов, а симфоническую форму пронизывает дух свободного авторского высказывания. «Оркестр без дирижера» создатели спектакля «Петя, Волк и Володя-музыкант» объединяют с жанрами симфонической сказки и драматического театра.

— Эксперимент в этой работе — соединение довольно консервативного мира классической музыки с театральной стихией, игрой и хулиганством, без которых сложно представить современный театр для детей, — объясняет Егор Перегудов. — Поиск острой, гротесковой формы для советских морализаторских детских историй — необходимое условие диалога театра с сегодняшним зрителем. И только в юбилей возможно увидеть, как музыканты Персимфанса становятся драматическими артистами, а артисты РАМТ музицируют и занимаются ритмодекламацией.

Действительно, хулиганство в этой версии знаменитой сказки присутствует. Музыканты Персимфанса окончательно нарушают академический этикет. В масках животных из стада пионера Володи они «пасутся» на поляне со скрипками и гобоями в руках. Птичка-флейта летает под колосниками, а Волк из трех валторн ездит на мотоцикле с коляской. Здесь важно подчеркнуть, что, соединяя «Петю и Волка» Прокофьева с «Володей-музыкантом», РАМТ возвращает незаслуженно забытое имя автора Леонида Половинкина — «тихого гения музыки», как его называла Наталия Сац.

— Работая над сказками Половинкина и Прокофьева, мы сразу обнаружили их общую основу: взаимное притяжение между абстрактной симфонической формой и поиском простоты, радости и трогательного содержания, — рассказывает Петр Айду. — Наивное высказывание в академическом искусстве вызывает трепет исследователя, увидевшего наскальные рисунки в пещере — сквозь примитивную форму просвечивает искренний поиск красоты мира.

Спектакль «Петя, Волк и Володя-музыкант» посвящен 85-летию симфонической сказки «Петя и Волк», которую Сергей Прокофьев написал по заказу Наталии Сац специально для Центрального детского театра, на Большой сцене которого ее впервые исполнили 5 мая 1936 года. Концепция отвечала самым передовым идеям: сделать академическую музыку доступной для широких масс, научить детей воспринимать симфонии и придать оркестровой музыке свежесть и искренность «детского» жанра.

Источник: www.mk.ru